
Мне кажется, каждый преподаватель стремится к тому, чтобы повысить уровень своего преподавательского мастерства и профессионализма. Но мастерство преподавателя иностранного языка складывается не только из знания языка, но и из так называемых сегодня soft skills. Ко мне часто приходят студенты, которые уже занимались немецким на курсах или индивидуально с другими преподавателями. Мы много обсуждаем не только грамматические темы, но и то, как лучше и эффективнее учить язык. Также я спрашиваю, что им нравится или не нравится в процессе обучения как со мной, так и с другими преподавателями, чтобы лучше понимать проблемы и потребности учащихся.
Итак, в этой статье я расскажу о трех качествах или о трех навыках, которые хорошо бы развить каждому преподавателю, который хочет максимально эффективно работать со своими студентами.
Навык объяснения
Одна из основных функций любого преподавателя – объяснение нового материала. Казалось бы, с этим сегодня не должно быть никаких проблем. В каждом учебнике и так есть правило, примеры и таблицы, ничего сложного. Но задача преподавателя не продублировать сухую информацию из книги, а дать свою интерпретацию темы. И именно:
- объяснить тему своими словами, без сложных терминов
- сделать сравнение
- показать взаимосвязи с другими темами
- привести аналогии из русского языка или другого иностранного языка
- обсудить эту тему со студентом/ с группой
- задать наводящие вопросы чтобы ученик сам смог сделать какие-то выводы
- привести много своих примеров
- подробно объяснить про случаи применения этой темы в жизни
- попросить составить свои примеры
Не каждое объяснение нового материала будет содержать в себе все эти пункты, но хорошо, когда мы можем использовать этот список по максимуму.
По некоторым темам я стараюсь привести примеры, которые будут опираться на увлечения или профессиональную деятельность студента, такое объяснение всегда вызывает живой интерес и активирует непроизвольное внимание. Тем, кто хорошо знает английский, я приведу пример из английской грамматики, фанатам “Гарри Поттера” приведу пример с их любимыми персонажами.
Навык обратной связи
Увы, сегодня далеко не все преподаватели владеют навыком обратной связи. Все еще можно встретить примеры, когда преподаватель ругает и стыдит ученика за ошибки или не сделанную домашнюю работу. У обратной связи, которую мы даем, не должно быть задачи унизить человека, мы лишь разбираем текущий уровень задач, проблем и успехов. Итак, какой же должна быть обратная связь:
- позитивной, акцентируйте внимание студента в первую очередь на том, что у него хорошо получилось и что вам понравилось.
- дифференцируйте ошибки
- разберите ошибки
- подумайте как их можно было бы избежать
- дайте советы и рекомендации, как и что можно улучшить
- расскажите про свой опыт, как вы справлялись с подобными сложностями или может быть как вы учили эту тему
- подбодрите студента
Если обратную связь преподаватели еще как-то дают, то вот брать обратную связь у нас не очень-то принято, а зря. Это также очень полезная часть взаимодействия со студентом. Как можно больше и чаще берите у студентов обратную связь, это поможет вам лучше оценивать текущий прогресс и положение вещей. Также это запускает внутреннюю рефлексию у студентов, что помогает им лучше формулировать свои проблемы и сложности.
Зачастую, когда я спрашиваю, понятна ли тема и есть ли вопросы, я натыкаюсь на ступор студентов. Те, кто не привык к таким вопросам не всегда понимают, как нужно реагировать и действительно понятна ли им тема. Чаще всего тогда можно получить либо банальное “всё понятно”, либо “учить надо”. Мне приходится давать “варианты ответов”, чтобы учащиеся привыкали лучше осознавать свои чувства. Например так:
- тема понятна, но много новой информации, это пугает
- эта тема понятна, но она плотно связана с другой темой, а другую я плохо помню
- непонятно применение темы
- и так далее
Про что можно спросить у студента и взять обратную связь:
- про текст
- домашнюю работу или упражнения
- про книгу или учебник
- про новую грамматическую тему
- про лекцию или урок
Навык поддержки
Навык поддержки – один из ключевых навыков для преподавателя, так как он требует достаточно большого уровня эмпатии и вовлечения, не все преподаватели умеют это или имеют для этого ресурс. Особенно важна эмпатия при занятиях со взрослыми. Не хочу сказать, что школьникам не нужны эмпатичные преподаватели, но взрослый, приходя на занятия языком, с психологической точки зрения находится в более уязвимой позиции. Многие стесняются того, что они что-то неправильно читают или произносят, стыдятся своих ошибок (хотя в этом нет ничего постыдного), так как учеба, оценки и ошибки остались далеко в прошлом, в школьном возрасте или студенчестве. Сейчас у многих из них уже у самих дети-школьники, которых они ругают за ошибки в домашке, поэтому собственные ошибки воспринимаются и переносятся особенно тяжело.
Эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека, если вы обладаете этим качеством, то все ваше преподавание будет пропитано идеей поддержки студента. Из этого чувства вы будете объяснить материал, вести small-talk, давать задания и спрашивать обратную связь. Если эмпатии нет – то студенты будут чувствовать, что вы ими не до конца довольны, они не придут лишний раз с вопросом или за советом, не переспросят непонятную тему, не пойдут сдавать экзамен. Они будут больше бояться ошибок и осуждения, чаще молчать и меньше говорить.
Краткий список действий, чтобы развить эмпатию и навык поддержки
- постарайтесь больше узнать о студенте, чтобы лучше понять мотивы изучения языка
- научитесь брать и давать обратную связь без токсичных замечаний
- вспомните как вы учили язык или какой-то другой нелюбимый предмет
- подумайте о том, что могло бы помочь вашим студентам в изучении иностранного языка
- вспомните чего вам не хватало в ваше время
- примите факт того, что иностранный язык – всего лишь часть жизни ваших студентов, и их отношение к языку априори другое чем у вас, и это нормально.
Если Вы бы хотели узнать больше о преподавании иностранных языков и повысить уровень своей профессиональной подготовки, то записывайтесь на консультацию для преподавателей. Там мы сможем разобрать все ваши сложные случаи из практики, поработать над эмпатией, вовлеченностью и методикой подготовки к экзаменам. Ну и, конечно, обсудить другие интересующие вас темы в преподавании.