
За сколько можно выучить немецкий язык? Почему не стоит сравнивать себя и свое обучение с друзьями, знакомыми и успешными языковыми блогерами? Все ли могут выучить язык?
Нет ничего более демотивирующего чем, знакомые и друзья, которые говорят, что вы долго учите немецкий, и вот они выучили немецкий / английский / испанский намного быстрее. Давайте разберемся почему не стоит обращать внимания на такие высказывания, нашу тревогу также могут подогревать различные блогеры и статьи о быстром и успешном овладении языком.
Что значит выучить немецкий
“Выучить” – очень абстрактное понятие. Для кого-то будет достаточным уровень покупок в магазине, а кто-то не успокоится пока не сдаст экзамен по языку на уровень носителя. Многим, особенно тем, кто осуждает вас, свойственно приукрашивать собственные знания и умалчивать неприглядные факты.
В моей практике был случай, когда моей студентке, недавно переехавшей на пмж в Германию, её новая “подруга”, переехавшая чуть раньше, долго хвасталась, что она с легкостью сдала экзамен на уровень b1 без всякой подготовки, и без каких-либо предварительных тестов и книг. Мою студентку это очень демотивировало, подготовка давалась ей не так легко и она очень усердно занималась. Она чувствовала себя ужасно от того, что ей так тяжело дается то, к чему ее новая знакомая даже не готовилась. Когда я узнала об этой ситуации, я усомнилась в супер-способностях ее знакомой и спросила какой сертификат ей дали после экзамена. И уверена ли она, что это был именно экзамен, а не итоговый тест после курсов. Еще две недели она уверяла мою студентку, что это был именно экзамен и что ей дали официальный документ, но когда она все-таки нашла этот документ, то оказалось, что я была права. Никакого экзамена она не сдавала, ей просто выдали сертификат об окончании интеграционных курсов, а то, что она считала экзаменом, было всего лишь итоговым тестом.
У вас должны быть собственные критерии того, что вы считаете достаточным владением. Только вам решать хотите ли вы сдавать на сертификат или нет и на какой уровень. Вы имеете право готовиться и заниматься языком столько, сколько хотите.
Разные обстоятельства
На том, как мы учим язык, сказывается множество факторов, о которых люди часто не задумываются. Мы сравниваем себя с другими не принимая во внимание, что у нас разные обстоятельства и условия изучения языка. Вот лишь небольшой список того, что влияет на скорость изучения:
- Опыт изучения языка ранее
- Опыт изучения других языков
- Загруженность на учебе/работе
- Количество свободного времени
- Интерес к языку
- Понятная цель
- Тип нервной системы
- Организация обучения
- Особенности здоровья
Я часто вижу как преподаватели между собой жалуются на студентов, которые то переносят, то отменяют занятия по неуважительным, с их точки зрения, причинам. То заболели, то в гости, то в отпуск им надо, а язык мол когда учить. Безусловно, для языка важны регулярность и постоянство. Но у каждого свой стиль и темп жизни, и ставить в приоритет собственное здоровье, силы и отдых – не такая уж безумная идея по меркам сегодняшней психологии. Да, в таком случае, потребуется больше времени на освоение материала, что совершенно нормально и логично. Но сдавать экзамен через месяц нужно тоже далеко не всем и если вы можете себе позволить учить язык дольше по времени, то не должно быть никакой проблемы в более “расслабленном” графике занятий.
Обучаемость
Есть довольно распространенная теория про гуманитариев и технарей. Одним мол легче даются гуманитарные науки, а другим точные. Но я, пожалуй, рискну с ней не согласиться. Действительно если посмотреть на детей, то зачастую можно заметить, что у одних очевидно есть склонности, способности и интерес к определенной группе школьных предметов. Но склонности и интерес не говорят о том, что другие предметы это ученик освоить не может, просто они ему часто меньше интересны, и, возможно, нужен немного другой подход. Если говорить про изучение иностранного языка, то даже среди “гуманитариев” подход к изучению и запоминанию информации у разных учащихся будет разным. Кто-то будет выезжать исключительно на хорошей памяти, кто-то будет делать упор на правила и грамматику (читай логику), а кто-то на коммуникативных талантах.
Склонность к языкам скорее обусловлена естественным интересом к предмету и некоторыми способностями, которые могут быть использованы и в других сферах. Так хорошей памятью могут обладать учащиеся любых направлений. А хорошая логика часто свойственна как раз людям технического/математического склада ума. Хорошие коммуникативные навыки часто встречаются у артистичных, творческих людей.
Мой многолетний опыт преподавателя это тоже подтверждает, среди моих студентов часто встречаются люди технических профессий и в большинстве своем я не замечала, что им “не даются” языки, более того, некоторые из них смогли выучить даже 2 или 3 иностранных языка.
Так что если у человека нет каких-то особенных проблем со здоровьем, то проблем в плане “обучаемости” также быть не должно.
Стандартные сроки обучения
Наконец, перейдем к самому важному вопросу статьи “За сколько можно выучить немецкий язык”. Надеюсь, вы уже поняли, что цифры в статье будут условными и все очень индивидуально, но кое-какие ориентиры я дать могу.
Итак, в немецком выделяют шесть уровней владения языком: от A1 до С2.
Я напишу примерные сроки обучения каждому уровню при индивидуальных занятиях два раза в неделю с условием выполнения домашней работы.
А1 – 3 – 6 месяцев
А2 – 5 – 8 месяцев
B1 – 4-8 месяцев
B2 – 9 – 12 месяцев
С1 – 9 – 12 месяцев
Подготовка к экзамену может как входить в эти сроки, так и требовать отдельного времени.
При занятиях в группе срок обучения будет увеличиваться, даже если это мини-группа из двух или трех человек. При пропусках, болезни, отсутствии домашней работы срок обучения тоже возрастает. Если заниматься три раза в неделю, то можно закончить курс на пару месяцев раньше. Занятия с преподавателем каждый день, как ни странно, я не очень рекомендую, – нельзя проходить каждый день новую тему, мозгу будет не хватать времени ни обработку и запоминание новой информации. Между занятиями всегда желательно иметь пару дней для самостоятельного изучения.