Эффективное изучение немецкого языка

Закон Парето и эффективное изучение немецкого языка.

Согласно закону Парето, 80% усилий дает 20% результата и 20% усилий дает 80% результата. Цифры 20 и 80, конечно же не являются математически точными, однако наглядно иллюстрируют идею: не все предпринимаемые действия одинаково эффективны. Как это работает в изучении языка?

1 Правильно поставьте цель

Начинать нужно с цели. Если вы понимаете, чего хотите и к чему идете, вам есть на что опираться в оценке результата. Например, цель изучить немецкий и сдать экзамен B1. Чтобы сдать этот экзамен нужно отзаниматься 260 часов в группе, пройти соответствующую лексику и грамматику, приобрести нужные навыки как в устной, так и в письменной речи. Четыре часа в неделю, которые вы тратите на дорогу до курсов и обратно приносят 0% результата (ну если, конечно, не делать “домашку” по дороге). Подумайте, как можно использовать это время с большей пользой. Заниматься с репетитором дома или в офисе? Заниматься по скайпу? Сдать экзамен – это очень простая и понятная цель с точки зрения контроля и измерения, если экзамен сдан – цель выполнена, не сдан – не выполнена. Цель “хочу лучше говорить” – менее понятна с точки зрения оценки, здесь нужно будет прописать больше условий. Например так: сейчас я могу говорить только в кафе с официантом, хочу спокойно говорить с учительницей сына в школе.

2 Разбейте большую цель на составные части

Итак, наша цель сдать B1. Чтобы оценить объем работы, попробуйте сделать пробный экзамен, самостоятельно можно сделать части Lesen и Hören. А части Schreiben и Sprechen уже с преподавателем, ну или попросить помочь друзей – носителей немецкого языка. С Lesen допустим проблем нет, там 3-4 ошибки, а вот Hören хромает. Это значит, что надо делать не полностью тест еще раз 10, а отрабатывать конкретно проблемную часть экзамена. Важно также еще понять, в чем именно заключается загвоздка (слишком быстро говорят, не знаю слов, не могу сконцентрироваться, делаю глупые ошибки и тд) и устранять именно её. Поэтому в данном случае чтение книг в оригинале – бесполезная затея, которая не принесет нужного эффекта, вы будете и дальше развивать навык чтения, когда нужен навык аудирования.

Разбивая цель на составные части становится наглядно видно, что именно нужно учить для ее достижения. Если проблемы с лексикой – учим лексику, при этом обращаем внимание какую именно.

3 Устранение ключевой проблемы

Итак, копаем дальше, поставили себе целью сдать B1, увидели, что основная проблема это аудирование и теперь хотим понять, что же представляет главную сложность. Допустим сложность заключается в том, что мы привыкли читать неправильно (на курсах преподаватель не поправлял), и теперь нам уже сложно понять корректную немецкую речь. Сегодня это часто бывает. К примеру: немецкое слово Zoo читается, как {цо}, но многие “по старой английской памяти” продолжают читать как {зу}, а есть еще в немецком слово zu {цу} и его тоже умудряются прочитать как {зу}…стоит ли удивляться проблемам с чтением и аудированием? Или, например, вы, будучи человеком общительным, знаете базовые слова и выражения и можете разговаривать на бытовые темы. Но вот грамматика подводит, в речи встречаются ошибки и звучит она не так правильно и красиво как хотелось бы.

Что с этим делать? В обеих ситуациях нужно не “больше слушать” или “больше говорить”, это не даст нужных результатов. Эффективное изучение немецкого состоит в том, чтобы решать именно локальные проблемы: разобраться с фонетикой и с грамматикой. Это те самые 20%, которые дадут 80% результата.

Естественно, у каждого ключевая проблема будет своя, кто-то грамматику не доучил, поэтому теперь все время ошибки на письме и в устной части делает, кто-то ужасно боится говорить, а у кого-то да, проблемы с фонетикой. Важно сесть и проанализировать, где лежит корень проблемы.

4 Тонкости изучения немецкого языка

Изучение немецкого языка можно и нужно адаптировать под себя, какой бы топ полезных советов вы не прочитали у популярных блогеров, это не всегда сработает у вас. У вас могут быть другие условия, возможности, тип памяти или мышления. Пробуйте советы и рекомендации, но оставляйте только те, которые помогают вам. Так, например, на мой взгляд отработка клише и перевод намного лучше позволяют выучить новую лексику, чем работа с карточками.

Универсальных советов не так много, поэтому каждый важно примерить на себя и опробовать самостоятельно. Здесь, конечно, есть риск отвергнуть все, что нам хоть чуть-чуть не нравится, но это уже дело нашей осознанности.

Сюда же можно отнести и различные учебные материалы. Для разных целей и для разной аудитории издательства выпускают разные учебные пособия, поэтому не доверяйте слепо рекомендациям других учащихся или преподавателей, если они советуют один единственный учебник для занятий.

Отслеживая свою продуктивность на каждом этапе можно выучить язык намного быстрее.

На ваши результаты будет также влиять ваша мотивация, о том как ее грамотно поддерживать, чтобы дойти до конца, а не выдохнуться на середине дистанции я рассказываю здесь.

эффективное изучение немецкого