Немецкий: мотивация и результат

Вы учите немецкий язык уже не первый год, а результаты вас особо не радуют? Бросаете занятия из-за нехватки времени? Причина кроется в мотивации! Мотивация непосредственно связана с тем результатом, который вы потом получите. Возможно, вы можете с чем-то не согласиться, кому-то не понравится, то, что написано ниже, однако все это результат моего опыта работы с более чем сотней студентов. Советы и рекомендации помогут, поддерживать мотивацию и добиться результата не только в изучении языка, но и даже в других сферах жизни.

Шаг первый: ставим цель!

Задайтесь вопросом: почему или зачем вы учите немецкий язык? Хотите переехать, сдать экзамен, повысить карьерные шансы, просто нравится учиться. Это, конечно, хорошие причины, но самое главное – вы хотите получить результат. Научиться правильно говорить, сдать экзамен, уехать работать в другую страну, зарабатывать в три раза больше. Или: научиться говорить простые фразы, сдать А1, стать Au-pair в Германии, остаться  учиться, получить образование, построить новую жизнь в новой стране. Никто, даже те, кто учит язык для себя, не учит язык просто ради того, чтобы сидеть с книжкой и зубрить правила. Какой бы интересной не была учеба и книжки, абсолютно все хотят получить результат! Освоить язык на определенном уровне.

Совет: Подумайте о том, какая конечная цель в изучении языка? Что хотите получить? Пусть это станет вашей мотивацией! Когда вдруг пропадет желание учиться (а такое бывает), подумайте от какой мечты, от какой цели вы отказываетесь.

Шаг второй: мотивация и приоритеты

Чтобы идти вперед нужно регулярно заниматься, ключевое слово – регулярно. Все мы люди, и все мы болеем, устаем, работаем, хотим побольше времени проводить с близкими и у нас куча других дел. НО если из 8-и занятий в месяц было только 2 или 3, значит налицо проблема с мотивацией и правильной расстановкой приоритетов.

Как правило, все занятия отменяются по очень даже уважительным причинам, дни рождения, визиты к родителям и бабушкам, выход в свет или сессия. (Болезни не рассматриваем, это – форс-мажор). Действительно, довольно странно, отказаться от похода в театр с любимым ради занятия немецким. А не поехать проведать больную бабушку звучит уж совсем кощунственно. Стечение обстоятельств? Нет! Как правило для окружающих за кадром остается тот факт, что к бабушке можно было бы приехать и на часик попозже или в другой день, но на другой день назначена встреча с лучшей подругой и поход по магазинам, которые уж совсем не хочется отменять, а к сессии нужно готовиться в течение всего семестра, а не в ночь перед экзаменом. Часто мы идем на поводу у своих желаний, сиюминутных и непродуманных, и любим себя оправдывать: я так устал, у меня была тяжелая неделя, депрессия, проблемы (нужное подчеркнуть) – мне нужно развеяться, у меня нет сил, времени, желания заниматься.

Совет: понаблюдайте на что вы тратите свое время и от чего могли бы отказаться. Возможно, соцсети или компьютерные игры занимают львиную долю вашего времени? А может быть вы не мыслите своей жизни без сериалов и тонн приключенческих романов? А может быть вам просто не подходит преподаватель или формат занятий? У вас просто нет времени после работы ещё полтора часа ехать на другой конец города на курсы? Подумайте, что здесь можно изменить.

Немецкий: мотивация и результаты

Шаг три: работайте на опережение

Да, часто мы тратим время понапрасну и необдуманно, хотя то, на что действительно стоит потратить время нужно выбирать с той тщательностью с которой мы тратим деньги. Не нужно впадать в крайности и запираться в четырех стенах чтобы зубрить три формы неправильных глаголов, нет! Для хороших результатов отдых не менее важен, чем усердные занятия. Но повторюсь, регулярность – ключ к успеху! Постоянные перерывы в неделю или две не ведут ни к чему хорошему, вам постоянно придется возвращаться к тому, что было пройдено, вспоминать материал и будет казаться, что обучение медленно и неэффективно. В идеале немецкий должен быть каждые 3-4 дня. Если 4 дня прошло, а времени для занятий так и не нашлось, значит пора пересмотреть свой график.

Ваши занятия – это не только занятия с преподавателем, но и самостоятельные занятия, когда вы достаете учебники и тетради и учите слова, делаете упражнения и слушаете аудио. Заниматься каждый день, конечно, утопически прекрасная идея, но сложно выполнимая в реальной жизни. Скорее всего, у вас будет хватать времени на 1-3 занятий в неделю с преподавателем и раза 2 вы сможете полноценно позаниматься самостоятельно по учебникам. И это уже прекрасно. Но важно, чтобы ваши занятия не ограничивались только выполнением домашнего задания. Подумайте, как можно разнообразить изучение языка. Скачайте несколько приложений для тренировки лексики или грамматики, купите книгу для чтения, подпишитесь на немецкие подкасты и составьте свой немецкий плейлист. Таким образом язык будет окружать вас даже тогда, когда у вас нет времени на полноценные занятия.  При этом эффективность ваших обычных занятий вырастет в разы, так как вы наконец начнете использовать полученные знания.

Совет: Вы знаете, что вскоре предстоит напряженный месяц или быть может намечается отпуск и вы не сможете заниматься или уделять достаточное время языку? Отложите обучение и отдохните с чистой совестью, но перед этим постарайтесь не пропускать занятия и сделать повторение, подытог пройденного материала, чтобы лучше понимать свой текущий уровень и положение дел. Конечно, не стоит с собой в отпуск тащить весь набор учебников, но будет здорово вспомнить про приложения для изучения немецкого.

Шаг четыре: освободите ресурсы

Посмотрите на известных людей, которые добились успеха, они потратили много времени и пожертвовали многими радостями на пути к звездному олимпу. Спортсмены месяцами не видят близких на сборах, тренируются 2-3 раза в день, чтобы может быть через 4 года выиграть на Олимпиаде, голливудские актеры пропадают на съемках, учат роль, сидят на диетах, ходят в спортзал, учат язык (кстати!) чтобы получать миллионные гонорары за фильмы. Не бывает результата без усилий, без жертв и без систематичности.

Совет: Все еще непонятно где взять лишние пару часов для занятий? Попробуйте пересмотреть свои приоритеты и свое расписание, на что уходит львиная часть вашего свободного времени? Быть может вы любите “позалипать” в социальных сетях? или не равнодушны к сериалам? Подумайте от чего можно отказаться, что сократить, а что оптимизировать. 

Результат зависит лишь от двух вещей, от того как вы ставите цель и как к ней идете. Отличайте важное от второстепенного, попробуйте отказаться от неважного ради ценного.

Шаг пятый: мотивация и грамотное планирование

Знаете почему большинству сложно придерживаться графиков и расписания в изучении языка? Потому что цели, которые мы себе ставим зачастую слишком амбициозны и нереалистичны. Например, некоторые клятвенно обещают заниматься языком каждый день, но каждый день у них не получается, поэтому они не занимаются во все. Или студенты не могут читать художественную литературу, так как хотят начинать сразу с Гёте или Ремарка и “не могут” размениваться на учебные пособия. Концепция “все или ничего” плохо работает в рамках изучения языка.

Также многим сложно может быть придерживаться графика в 2 или 3 раза в неделю для занятий. Тогда стоит пересмотреть формат работы. Лучше заниматься один раз, но регулярно, чем 2-3 раза в неделю, но только раз в месяц. Кому-то больше подойдут занятия по 45-50 минут, потому что человек быстро устает и теряет концентрацию, а кому-то нужно 1,5 часа занятий, чтобы почувствовать результат от урока. С самостоятельными занятиями также. Можно делить планируемое количество заданий по дням и заниматься каждый день, но по чуть-чуть.

Совет: Подумайте что есть такого в вашем графике жизни и графике занятий, что мешает вашему немецкому. Может быть вы выбрали неудобное время для занятий, когда вы уже устали? Может быть вы требуете от себя слишком много и поэтому не справляетесь. Подумайте, как можно разбить сложную цель на несколько простых. Что поможет достижению вашей цели, о которой мы говорили в начале. 

Шаг шестой: используйте лайфхаки

Есть много чисто технических советов, как лучше организовать и спланировать процесс обучения в зависимости от того, с какими проблемами вы сталкиваетесь. Например, если вы постоянно ленитесь сесть за учебники, то

  • пусть учебники и рабочие материалы хранятся на видном месте и будут всегда под рукой, на рабочем столе или на открытой полке рядом
  • ставьте себе напоминания на смартфоне на то время, когда вы планируете заниматься
  • купите себе красивую канцелярию и учебники, пусть занятия доставляют радость
  • пообещайте себе позаниматься 15 минут, даже если вам совсем не хочется и нет сил, скорее всего через 15 минут вы втянитесь и не захотите бросать.
  • держите распечатанными и на видном месте таблицы и правила, которые вам нужны для занятий и которыми вы регулярно пользуетесь, так вам не придется постоянно искать нужную информацию в интернете и справочниках и вы будете экономить свои силы на поисках.

Шаг седьмой: найти слабое звено

В занятиях у каждого есть свои “любимые” и “нелюбимые” упражнения. Кто-то ненавидит читать вслух, кто-то терпеть не может отрабатывать письменную часть и писать письма, кто-то готов повеситься от заданий на перевод. Найдите свое слабое звено в заданиях и понаблюдайте как вы с ними обходитесь. Тут есть несколько шаблонов поведения. Одни сразу берутся за самое сложное задание и все силы отдают ему, часто на остальное у них уже не хватает ни времени, ни сил, ни желания. Другие напротив будут делать все что угодно лишь бы не сталкиваться с теми упражнениями, которые вызывают сложность.

Если какой-то тип заданий у вас вызывает сложности, имеет смысл выделить для него отдельное время и не делать вместе с ним другие задания, так вы будете меньше раздражаться. Например, вы не любите писать письма, вас раздражает, что приходится искать много слов, проверять грамматические конструкции и придумать что сказать. Подумайте, что могло бы вам помочь выполнять эти задания быстрее? Возможно, нужно найти образцы писем и ориентироваться на них. Также вам могут помочь уже те письменные задания, которые вы делали раньше. Попробуйте разбить задания на план и четко сформулировать что и в какой части вы пишите. Проконсультируйтесь со своим преподавателем о тех сложностях, которые вы испытываете при написании писем и обсудите вместе формат работы с такими заданиями.

Сам факт того, что вы нашли свое слабое звено и подобрали подходящий формат работы – облегчит вам выполнение задания.

Другие советы, которые могут вам помочь:

  • Если хотите начать читать книжку, положите ее в сумку или на прикроватную тумбочку, в зависимости от того, где вы обычно читаете, перед сном в кровати или в дороге.
  • Окружите себя возможностями учить язык: смените язык смартфоны, установите немецкую раскладку, подпишитесь на немецких блогеров, поищите немецкоязычные подкасты и музыку.
  • Найдите того, с кем вы сможете поговорить о своем новом хобби, это могут быть друзья, родные или коллеги. Запишитесь в разговорный клуб или найдите соратников в соцсетях.
  • Регулярно проводите аудит своих занятий, отмечайте, что вы успели выучить за прошедшее время и что вам в этом помогло, это будет поддерживать вашу мотивацию и показывать в каком направлении дальше двигаться.