Что делать, если так не сдал экзамен по немецкому? Вы старались, готовились, но не смотря на все усилия, все-таки не сдали. Нужно ли сразу идти на курсы по подготовке? Можно ли справиться самому? В каких случаях обязательно нужен преподаватель?
Анализируем результаты экзаменов
Прежде чем расстраиваться, по поводу результатов – проанализируйте их. Возможно, вам не хватило всего пары баллов. Если это так, то можно смело записываться сразу на следующий экзамен. Однако, если вы сдавали экзамен на А1 (Goethe-Zertifikat A1: Start Deutsch 1), то вам придется пересдавать все части, поэтому важно выявить самые сложные для вас моменты. А вот если вы сдавали экзамены B1 (Goethe-Zertifikat B1) или B2 (Goethe-Zertifikat B2), то можно пересдать только неудачную часть, что, конечно, сэкономит вам время и силы при подготовке.
Когда я говорю, что нужно проанализировать результаты, я имею ввиду не только выявить самую слабую часть (например Hören), но и разобраться в том, что именно там не получилось, какое задание и почему. В экзамене на А1 обязательно проверяют знание числительных. Числительные могут встречаться в виде: времени, цены или номера комнаты, поезда, самолета. Поэтому если вы плохо знаете эту тему, то скорее всего там могут быть ошибки.
Иногда достаточно только доучить слабую тему, чтобы справиться с заданиями экзамена и значительно улучшить свой результат.
Студенты всех уровней не редко путают похожие слова, например: Morgen (утро, завтра) и Montag (понедельник), Mittag (полдень) и Mittwoch (среда). Вы не путаете? Отлично! Тогда для вас есть другой список: hören (слышать, слушать), gehören (принадлежать), aufhören (бросать, прекращать). Конечно, это только часть примеров, у каждого свой список сложных слов. Обязательно разберитесь с такими словами.
Если слова вы все знаете и не путаете, здорово! Тогда ищем проблему дальше.
Проявляем внимательность
Бывает, что человек действительно все слова знает, но он просто очень невнимателен, я бы даже сказала невнимательно небрежен. Например, в задании вы слушаете небольшой диалог между официантом и гостем, гость делает заказ, нужно выбрать, что заказал гость. Вы точно помните, что гость просил рыбу в диалоге и отмечаете рыбу, но почему-то этот вариант оказывается неправильным. Да, гость просил рыбу, но официант сказал, что рыба закончилась и предложил курицу. В итоге гость выбрал курицу и курица будет правильным ответом. Некоторые очень торопятся поставить правильный ответ, даже не дослушав до конца аудио или невнимательно читают задание, не видя разницы между klein (маленький), kein (отрицание – никакой) и kaum (едва).
- Er hat ein kleines Auto gekauft. — Он купил маленькую машину.
- Er hat kein Auto gekauft. — Он не купил машину.
- Er kann kaum ein Auto kaufen. — Едва ли он может купить машину.
Вывод: чтобы хорошо сдать Lesen (чтение) и Hören (аудирование) у вас должен быть навык хорошо понимать на слух, вы должны уметь отличать похожие слова, иметь соответствующий уровню словарный запас и внимательно читать задание.
Sprechen и Schreiben
Для многих эти две части – самые сложные, не все понимают, что именно нужно говорить и писать, советы и информация в интернете разнятся, а устную часть экзамена многие пересдают по несколько раз, поэтому места на нее заканчиваются быстрее всего. Какие основные ошибки здесь допускают? Что самое главное?
Самое главное – это показать уверенное владение языком. Не идеальное, а уверенное. Это значит, что вы можете спонтанно что-то сказать, рассказать, ответить на вопрос экзаменатора, понять собеседника и разобраться с заданием.
Какие ошибки тут чаще всего совершают:
Учить готовые темы из интернета наизусть
Вы думаете, что только у вас хватило сообразительности загуглить “готовые темы на Б1 по немецкому”? Это сделала половина из тех, с кем вы сдаете экзамен. И возможно, сегодня вы уже пятый, кто говорит заученный текст, который выучил даже экзаменатор. Нет, совет здесь не в том, чтобы идти первым, а в том, чтобы готовить свои темы. Студентов с зазубренными темами могут остановить и попросить рассказать презентацию своими словами, без красивых клише. Если студент не справился, ему могут не дать баллы за это задание.
Говорить по теме в общем, а не предметно
Тема экзамена сформулирована всегда очень конкретно: Brauchen die Kinder Musikunttericht? (Нужны ли детям уроки музыки?). Что здесь не надо говорить: в подробностях рассказывать как вы любите музыку и какую, рассказывать как ваш ребенок любит музыку и как вы с ним вместе слушаете немецкие песенки. Нужно ответить на вопрос по теме и ответить по схеме:
- ваш опыт музыкальных занятий, был или нет, какой.
- уроки музыки у вас в стране
- плюсы и минусы уроков музыки
- ваше мнение на этот счет, вы таки за или против и почему.
Вдаваться в подробности детства Моцарта и Бетховена не стоит, важно говорить по теме и отвечать на поставленный вопрос. Экзаменатор может полностью не засчитать задание, если студент не ответил на вопрос, а говорил в общем. Цель экзамена не в том, чтобы услышать от вас идеально заученный текст как в школе, а в том, чтобы посмотреть как вы справляетесь с речью в стрессовой ситуации, когда нужно говорить спонтанно.
Не слушать собеседникa
И в А1 и в B1 (да и вообще на всех уровнях) есть парные задания. Вы задаете вопрос – собеседник отвечает, собеседник задает вопрос – вы отвечаете. Ошибкой будет не учитывать тот факт, что собеседник может задать свой вопрос, к которому вы не готовы или не готовились. Часто я вижу, что студенты, готовящиеся к экзамену, абсолютно не учитывают этот факт. И когда составляют предложения или диалоги используют всегда одни и те же конструкции как для вопросов, так и для ответов. Условно, составляют все предложения с одним вопросительным слово Was? Но ваш партнер может задать вопрос совсем иначе, по-своему.
Пример: Вам нужно задать вопрос со словом Frühstück. Вы выучили вариант: Was kochen Sie zum Frühstück? Ок, вы даже составили второй вариант: Was essen Sie zum Frühstück? И ответы: Omelett. Но ваш собеседник может задать другой вопрос: Wo haben Sie Frühstück am Wochenende? или Um wieviel Uhr beginnt das Frühstück? Нужно прорабатывать максимальное количество вариантов вопросов и ответом или хотя бы быть к ним готовым.
Подробные примеры для А1 я даю здесь.
Чек лист тем на А1
Перечислены все базовые темы этого уровня.
Не соблюдать структуру письма
У письменных заданий есть свой формат, не такой строгий как в английском, но все же. Нужно соблюдать красную строку, деление на абзацы, использовать правильные клише, не забыть про грамматику и, конечно, тему письма. Плюс у вас есть рекомендации по объему. Все это на самом деле не так сложно, как может показаться с первого взгляда.
Используйте как подсказки образцы из вариантов экзамена и учебников или ознакомьтесь с моими материалами по подготовке.
Материалы для подготовки к экзамену B1
Подробный рассказ о формате и структуре экзамена, разбор всех заданий и наиболее важных моментов.
Как видите с большинством проблем можно справиться самостоятельно. Но если помощь будет нужна, всегда можно обратиться к преподавателю за поддержкой. Вы без труда найдете много профессиональных педагогов, которые уже готовили к вашему экзамену и тоже буду рада вам помочь.
Я надеюсь, что вы прочитали эту статью до того как пойти на экзамен и вопросом “Что делать, если не сдал экзамен по немецкому?” задаваться никогда не будете. Но даже если это все же случилось, надеюсь, что вы воспряли духом. С экзаменом может справиться любой, нужно просто знать некоторые особенности. Надеюсь эта и другие статьи и материалы по теме вам пригодятся!